Мой дом в Интернете - Гостиная Элеоноры Д.

Информация об обновлениях и не только - в ЖЖ с тем же названием - Гостиная Элеоноры Д. - Оставлять там комментарии, задавать вопросы можно и без регистрации.

С марта 2012 записи в обоих журналах дублируются

...история

UPD 18 марта 2021: с радостью сообщаю, что моя Гостиная, доступ в которую почти полгода опять был закрыт по независящим от меня техническим причинам - вновь открыта для вас! Заходите!

UPD 23 июля 2021:
1. Если не открывается ссылка на материалы Библиотеки удалите в окне браузера из адреса начальные *https://* (срабатывает в Яндекс-браузере)
- или перейдите на ту же дату в ЖЖ
- или смотрите непосредственно в Библиотеке:
-- пока не знаю, как устранить эту проблему в старых записях...

2. В последнее время ЖЖ регулярно напоминает мне (как и всем остальным!) о том, что было написано в моём журнале в этот день в прежние годы. - И поскольку пишу я редко, а записи представляются мне небезынтересными для моих сегодняшних читателей, я с начала мая публикую соответствующие сообщения - порою с некоторыми дополнениями с ними связанными. Заходите!
URL

879dcad90aea6f330805780f0c239df4

Интересную вариацию на тему известного портрета предложил вчера пинтерест - а вот что с этим можно сделать...


Начну с того, что давно уже хотела сделать...
Известно, что практически в любом библиотечном экземпляре книги Альбера Матьеза "Новое о Дантоне" (1928; ссылка на библиотеку Vive-Liberta) отсутствует предисловие Г.С.(Ц.) Фридлянда: оно было вырезано когда историк был репрессирован.
Пару лет назад мне удалось найти в одной из столичных библиотек неповреждённый экземпляр этой книги - и предисловие Ц.Фридлянда будет сегодня предложено вашему вниманию!

Но сперва о том, что же подтолкнуло меня сделать это именно сейчас: на днях на ebay появился очень интересный старинный рисунок, который предлагают как портрет Дантона - и мне кажется, небезосновательно!
Озаглавлено предложение так: DESSIN PORTRAIT DANTON EPOQUE REVOLUTIONNAIRE. FIN DU 18 EME SIECLE
Ну и - Description de l'objet fournie par le vendeur
Rare et beau portrait de Danton. (1759-1794) Epoque revolutionnaire vers 1790. Crayon sur papier. Bel etat general. Petites traces diverses, micro taches et micro dechirures, mais qui ne genent en rien. (Voir photos). Le petit point noir est du a mon appareil photo. Le cadre ancien est posterieur. Dessin 15.5x12.5 cms. Avec cadre 34x26 cms. Hors europe me demander le prix pour l envoi. Retrait gratuit sur marseille.
Предлагаю вашему вниманию две из восьми фотографий:

DESSIN PORTRAIT DANTON EPOQUE REVOLUTIONNAIRE . FIN DU 18 EME SIECLE DESSIN PORTRAIT DANTON EPOQUE REVOLUTIONNAIRE . FIN DU 18 EME SIECLE_7

Ну и обещанное Предисловие - читаем у меня в ЖЖ - перенести сюда с сохранением формата не получилось....
Типографское выделение разрядкой заменено на более привычный для нас курсив, в фигурных скобках - номер следующей страницы.


Что-то не так? - над каждым постом - предупреждение о безвозвратном удалении! - что это значит, и что делать?!

tumblr_ee30fd9a9b45717f989ba522d54e4b0f_a0e0a997_400
(отсюда)

Утро битвы свежо и ясно.
Ночью дождь отрыдал свое.
Как жемчужина, жизнь прекрасна —
И едва ли прочней ее.

В гулком зале, где свет июля
В запыленном стекле угас,
Выбор жесток и прост, как пуля:
Кто не с нами, тот против нас!

С кем вчера еще — локоть к локтю,
С тем сегодня — глаза в глаза.
Как один вся когорта — против.
Лишь один — ненормальный — ЗА!

За отчаявшихся, усталых,
Не утративших лишь лица.
За — с блистательного начала
До безжалостного конца.

Безразлично, правы ли, нет ли —
Отстоять их уже нельзя,
И еще один рвется в петлю
Лишь затем, что в петле — друзья.

Здесь не доблесть, здесь много проще:
Кто тут чист, а на ком вина —
Путь был общим, и слава — общей,
И опала — на всех одна.

Ослепительно утро боя.
Частью, может быть, оттого,
Что троих не предали двое —
Или — четверо — одного

tiger_black
Москва, 1991.

Переношу из ЖЖ

Этот пост был опубликован 13 лет назад!



Эта статья - "Робеспьер – создатель теории Прав человека и гражданина своего времени" - представляет собой текст ее публичной лекции в Аррасе 26 июня 1994 г., и опубликованный Аррасским Обществом друзей Робеспьера в виде брошюры. Чуть позднее для Библиотеки перевод был отредактирован и снабжён некоторыми комментариям, и пока материалы моей библиотеки недоступны, предлагаю вам в виде pdf-копий эту статью и ещё две: предупреждаю, что ссылки в этих файлах могут не сработать...

Флоранс Готье
Робеспьер – создатель теории Прав человека и гражданина своего времени


Флоранс ГОТЬЕ
ЖЕНЩИНЫ в ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПОЛИТИКА ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ГАЛАНТНОСТИ в ПРЕДСТАВЛЕНИИ РОБЕСПЬЕРА


- и статья, созданная примерно в то же время:
Т.А.Черноверская «У народов действительно свободных женщины свободны и окружены любовью» (vertu и гендерные стереотипы робеспьеристов: идеал и действительность) - (авторская редакция)



Предлагаю вашему вниманию статью, которую только что выложила в ЖЖ - здесь не дублирую из-за форматирования текста:

Черноверская Т.А. «Вооруженных миссионеров не любят» (У истоков критики экспорта демократии) / Т.А.Черноверская // Прометей. Историко-публицистический альманах. – 2022. – № 2. – С. 191–205. – URL: eleonored.livejournal.com/121588.html (указывать при цитировании этой страницы)

ЖЖ напомнил про две речи, а я добавляю ещё одну, самую важную...

Этот пост был опубликован 5 лет назад!



Ссылка ведёт к текстам двух речей, которые были включены в Сборник "Документы истории Великой французской революции. Т. 1". Это:
Речь M. Робеспьера в Национальном Учредительном собрании 31 мая 1790 г. в ходе обсуждения закона о гражданском устройстве духовенства
Речь М. Робеспьера в Национальном Учредительном собрании о необходимости устранения офицеров старого порядка 10 июня 1791 г.

Но я хочу напомнить и ещё одну речь Робеспьера, размещённую в этом журнале в тот же день, речь, которая до сих пор не имеет полного перевода на русский язык, и которая сегодня - актуальна как никогда, это пожалуй наиболее значимая из речей Робеспьера, которые он произнёс в Якобинском клубе в декабре 1791 - январе 1792, протестуя, предостерегая против развязывания войны.
Вот её фрагменты:

Максимилиан Робеспьер. Из речи в Якобинском клубе 2 января 1792 г.


Портрет Максимилиана Робеспьера, который находится в постоянной экспозиции Музея Карнавале в Париже является наверно самым известным его изображением.
Несколько лет назад я узнала, что в Берлине, в Германском Историческом музее находится другой вариант этого портрета, более того, указывалось (предположительно?), что именно в Берлине находится оригинал портрета!
Так ли это - можно было бы судить, сравнивая два изображения, но до сегодняшнего дня мне доводилось находить лишь довольно мелкие копии Берлинского портрета. Но сегодня ВКонтакте появилась извлечённая с сайта Берлинского музея копия этого портрета в гораздо лучшем разрешении - и мы можем сравнить - а я постараюсь в течение ближайшего времени собрать здесь то, что мне встречалось в Сети про эти портреты, а также про рисунок-прототип

collectionlpdp_27024-4dp8uoi8Tttk

Оба портрета кликабельны

Бюст Огюстена работы Клода-Андре Десеня мне не раз доводилось фотографировать в Консьержери, - и вот оказывается, копия его появилась в Визиле, и была там сфотографирована в апреле 2022

tumblr_75f3d833b696aabe5f1f9d27f9aff4c5_9c1fa18d_1280

ещё два

...при таком освещении - он ещё прекраснее, не правда ли!

Позавчера я сообщила о диссертации, посвящённой Бабетте - а сегодня ЖЖ напомнил вот это!

Этот пост был опубликован 16 лет назад!



- и пока материалы моей Библиотеки недоступны - решила разместить эту историю в ЖЖ

Сегодня со мною поделились ссылкой на диссертацию, посвящённую Элизабет Дюпле-Леба!

800px-Élisabeth_Le_Bas_(1772-1859)_(A)

«Veuve de Thermidor»: le rôle et l'influence d'Élisabeth Duplay-Le Bas (1772-1859) sur la mémoire et l'historiographie de la Révolution française
Jolène A. Bureau


Создана в 2023 в Квебеке.
Размещена на academia.edu, где для получения полных текстов требуется регистрация.

И между прочим, одна из благодарностей автора обращена - À Mimi, petite chatte farouche et fragile.





Спецвыпуск l'Humanité — скачивается pdf-файл




С Новым CCXXXII годом по календарю Первой Французской Республики, Единой и Неделимой!




Ссылку на материалы, относящиеся к Республиканскому календарю я давала в прошлом году.
Согласно декрету Конвента, именно сегодня, 23 сентября, - Первое вандемьера CCXXXII года, и соответственно, при пересчёте дат - их следует сдвигать на один день по сравнению с II годом Республики, который начался 22 сентября 1793, - вплоть до 29 февраля, которое придётся на 10 вантоза, а 1 марта как и во II году - это 11 вантоза. Закончится CCXXXII год 21 сентября 2024.


...таковых у меня собралось уже немало... - Пора поделиться...

1. Начну с наиболее известного - однажды он даже украсил книжную обложку



Этот портрет мне впервые встретился в известном пятитомнике Мишеля Вовеля. Принадлежит музею Карнавале, где числится как предполагаемый портрет Сен-Жюста работы Франсуа Бонвиля.
Замечу, что когда-то давно он мне встретился (монохромный!) на сайте, посвящённом Камиллу Демулену - как изображающий Демулена в юности! - Сейчас, увы, тот сайт не найти...

Ещё шесть портретов

Все картинки кликабельны!

Как вы полагаете, можно ли среди этих изображений найти действительный портрет Сен-Жюста? - Который - или которые? - Почему вы так думаете?

И - быть может, кто-то сможет добыть портрет 5...

Из декрета Национального Конвента от 23 августа 1793 г. «О массовой мобилизации»
Национальный Конвент, заслушав доклад Комитета Общественного Спасения, постановляет нижеследующее:
Ст. 1. С настоящего времени впредь до изгнания врагов с территории Республики, все французы должны находиться в постоянной готовности к службе в армии. Молодые люди должны отправиться воевать, женатые будут изготовлять оружие и перевозить продовольствие, женщины будут шить палатки и одежду и служить в госпиталях, дети будут щипать из старого белья корпию, старики будут в общественных местах возбуждать мужество воинов, ненависть к королям и взывать к единству Республики.
Ст. 2. Национальные здания будут превращены в казармы; общественные места — в мастерские по выделке оружия, почва в погребах будет подвергнута выщелачиванию для извлечения из нее селитры.
Ст. 3. Боевое оружие будет выдано исключительно тем, кто выступит против врага. Внутренняя служба будет нестись с охотничьими ружьями и холодным оружием.
Ст. 4. Верховые лошади будут реквизированы для пополнения кавалерийских частей, упряжные лошади, за исключением нужных для земледельческих работ, будут перевозить артиллерию и провиант.
Ст. 5. Комитету Общественного Спасения поручается принять все меры, необходимые для безотлагательной организации в самых широких размерах выделки всякого рода оружия, долженствующей соответствовать положению и энергии французского народа. Комитет уполномочивается также создавать всякого рода учреждения, заводы, мастерские и фабрики, какие только будут нужны для выполнения работ, и набирать для этой цели по всей Республике мастеров и рабочих, могущих содействовать успеху работ. С этой целью в распоряжение военного министра будет предоставлена сумма 30 миллионов из тех четырехсот девяносто восьми миллионов, двухсот тысяч ассигнациями, которые находятся в резерве в кассе с тремя ключами. Центральное учреждение этого чрезвычайного производства будет создано в Париже.
Ст. 6. Представители народа, посланные для проведения в жизнь настоящего закона, будут иметь в своих округах такие же права, согласовывая при этом свои действия с Комитетом Общественного Спасения. Они наделяются неограниченными полномочиями, предоставляемыми представителям народа при армиях.
Ст. 7. Никто не в праве заменять себя на той службе, для несения которой он призван; общественные чиновники остаются на своих местах.
Ст. 8. Ополчение будет всеобщее; неженатые граждане или бездетные вдовцы в возрасте от 18-ти до 25-ти лет выступают первыми; они безотлагательно отправятся в административный центр своего дистрикта, где в ожидании приказа о выступлении, будут ежедневно упражняться в ружейных приемах.
Ст. 9. Представители народа будут регулировать призыв граждан и их выступление с таким расчетом, чтобы вооруженные граждане являлись на сборные пункты лишь по мере поступления достаточного количества съестных припасов, амуниции и всего того, что составляет материальное, снабжение армии.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ст. 11. Батальон, организованный в каждом дистрикте, собирается под знаменем со следующей надписью: «Французский народ восстал против тиранов».
Ст. 13. Для того, чтобы собрать в достаточном количестве съестные припасы, арендаторы и управляющие национальных имуществ доставят в административные центры их дистриктов продукты обработки этих имуществ, преимущественно в виде зерна.
Ст. 14. Собственники, арендаторы и владельцы зерна обязаны выплатить в натуре не внесенные в срок налоги, в том числе и две трети налогов за 1793 г. по спискам, служившим основанием для последнего взыскания налогов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ст. 17. Военному министру поручается принятие всех мер, необходимых для быстрого проведения в жизнь настоящего декрета. Национальное казначейство предоставит в его распоряжение сумму в 50 миллионов, которую надлежит взять из четырехсот девяноста восьми миллионов двухсот тысяч ливров ассигнациями, хранящихся в кассе с тремя ключами.
Ст. 18. Настоящий декрет будет разослан в департаменты с чрезвычайными курьерами.
Французская революция в документах / Сост. Я.М.Захер. — С. 319–321


22:11 

Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

Несколько дней назад, показывая совершенно разные по стилю рисунки Антуана Гро



- я пообещала найти ещё два шаржированных профиля:

image_gros_antoine_un_ami_de_maxim_d.7095_997505

Эта маленькая коллекция хранится в Музее Карнавале. Картуш внизу сообщает:
"Portraits de Robespierre et deux conventionnels / dessinés par Gros camarade de mon père / Pierre Révoil de Lyon"

Средний, мне кажется, вполне узнаваем - как вы думаете?

А вот правый... - кто этот "autre ami de Maximilien"

- У меня есть два взаимоисключающих предположения

- кажется, оба эти рисунка считаются работами Жака-Луи Давида...

А что думаете вы? Какие идеи?

все картинки кликабельны!



Когда-то я собрала вместе прижизненные профильные портреты Максимилиана Робеспьера - ...знакомый профиль...
Но есть, оказывается, ещё:

Maximilien_Marie_Isidore_de_Robespierre_[...]Beljambe_Pierre-Guillaume-Alexandre_btv1b8412301d_1

- гравюра по рисунку молодого художника Антуана-Жана Гро (1771-1835)

Ещё одна гравюра - и два рисунка, возможно подготовительных

Но особенно интересным мне представляется то, что у Гро есть ещё один профильный рисунок - в совершенно ином стиле, остро-шаржированный - и в то же время вполне узнаваемый

Robespierre_-_profil_dessiné_par_Antoine-Jean_Gros

В музее этот рисунок кадрирован в общей рамке с ещё двумя профилями - но сейчас не нахожу нужную ссылку... - быть может позже, - тогда и вопрос задам...